История вилочных погрузчиков

Сложно представить современное складское хозяйство без вилочных погрузчиков. В наши дни объём выпуска таких машин составляет сотни тысяч единиц в год. И мало кто знает, что их история началась лишь в начале XX века в США, где начинало зарождаться автостроение и, благодаря сливанию крупных капиталов, бурно развивалась промышленность.

Конец XIX – начало XX века

Первая погрузочно-транспортная техника создавалась на основе металлических тележек, которые широко применялись для транспортировки тяжёлых грузов. К примеру, на любой железнодорожной станции имелись четырехколесные платформенные тележки для перевозки багажа. В начале XX века тележки попробовали оснащать электродвигателями, работающими от кислотных аккумуляторных батарей. Известно, что в 1906 на железнодорожной станции города Алтуна в штате Пенсильвания (США) появилась первая в мире багажная электротележка, управление которой оператор осуществлял стоя на расположенной сзади подножке.

Вскоре самоходные тележки стали популярными, но мысль об оснащении их подъёмным механизмом возникла несколько позже. Первый патент на изобретение портативного грузового подъёмника был выдан в США в 1867 году. Этот подъёмник изготавливался из древесины, а его конструкция состояла из консольной платформы со стоками и лебёдкой. В 1887 году была предпринята первая попытка совместить вертикальное и горизонтальное передвижение грузов: был построен опытный образец самоходной машины, способной приподнимать свою грузовую платформу на несколько дюймов с помощью блочного механизма,однако дальше дело не пошло.

Первый полностью работоспособный передвижной погрузчик с блочным подъёмным механизмом появился только в 1909 году и начал использоваться на бумажных фабриках. Практически одновременно стали возникать десятки предприятий, занявшихся созданием подъёмно-транспортной техники.

В 1913 г. появился самоходный электрический погрузчик, оборудованный небольшим подъёмным краном, закреплённым на платформе. Вскоре такая конструкция стала распространённой. В 1914 г. был получен первый патент на изобретение гидравлического подъёмника, однако сложность и дороговизна исследований привели к тому, что разработка гидравлической подъёмной техники не велась вплоть до 1932 г.

От Первой до Второй мировой войны

С наступлением Первой мировой войны (28.07.1914 г. – 11.11.1918 г.) значительно выросли объёмы товарооборота, поскольку США активно занялись военными поставками. Это подтолкнуло к созданию и интенсивному производству складской погрузочной техники. В огромном количестве выпускались самоходные платформенные тележки и погрузчики, которые являлись, по сути, теми же тележками, только с блочными подъёмниками. Исследования показали, что в 1915 г. в США и Канаде использовалось более 1000 подобных машин.

В 1917 г. фирма Clark Equipment изготовила первый бензиновый погрузчик со стальными вилами, который использовался на её заводе по производству колёсных осей. Однако в то время вилочный захват имел ограниченную сферу применения, поэтому потребителей больше заинтересовала другая разработка Clark – промышленный тягач Tructractor, изначально предназначенный для перевозки песка и литейных заготовок.

Наряду с компанией Clark конструированием и производством первых складских погрузчиков занимались американские фирмы Baker, Hyster, Yale. До 1923 г. европейские страны либо приобретали погрузчики в США, либо изготавливали их по лицензии.

С 1917 по 1926 год в конструкцию вилочных погрузчиков было внесено много доработок и усовершенствований. К примеру, в 1920 г. английской фирмой Ransomes был разработан автопогрузчик с наклонной мачтой, а американская компания Baker представила электропогрузчик для перевозки бобин с проволокой. Первый в мире электропогрузчик с выдвижной мачтой был создан в 1923 г. американской компанией Yale. В 1922 г. важным событием стало создание компанией Clark подъёмно-транспортной машины Truclift, в которой впервые был применён гидравлический подъёмный механизм. В 1930-х годах почти все вилочные погрузчики стали оснащаться гидравлическими подъёмными механизмами и наклонными мачтами.

С появлением вилочных погрузчиков напрямую связано распространение деревянных поддонов (палет). Первые однонастильные поддоны появились в 1923 г., а двухнастильные поддоны – в 1930 г.

В годы Второй мировой войны

Самым главным катализатором дальнейшего развития подъёмно-транспортной техники стала Вторая Мировая война (01.09.1939 г.– 02.09. 1945 г.). На корабли и поезда требовалось грузить бесчисленное количество военных товаров. Объёмы производства погрузчиков выросли очень значительно: если в довоенное время в США ежегодно выпускалось до 500 единиц, то в годы войны – до 23 500 единиц. Особенно большой популярностью пользовалась модель Clark Carloader.

В годы Второй мировой войны применение палет для транспортировки грузов стало повсеместной практикой, что превратило вилочные погрузчики в самый востребованный вид складской техники.

Для перемещения взрывчатых веществ и боеприпасов оптимально подходили электропогрузчики, что дало толчок для их дальнейшего совершенствования. Были разработаны модели, способные работать без подзарядки полную 8-часовую смену.

С конца 40-х по 60-е годы XX века

Интересно, что первый японский погрузчик был выпущен компанией Nippon Yusoki в 1939 г., однако, в отличие от США, война поспособствовала прекращению их производства. Только в начале 1949 года с конвейера вышла первая модель погрузчика японской компании ТСМ. В начале 1950-х годов к серийному производству подобной техники приступила и компания TOYOTA.

Оздоровление послевоенной экономики стран Западной Европы по плану Маршалла требовало возрождения производства складской техники. Выпуском вилочных погрузчиков занялись немецкие компании Jungheinrich, Linde, Steinbock и Still.

В 1950-х годах возник дефицит складских площадей. Пришло понимание того, что полезную площадь можно увеличить с помощью использования высоких стеллажных систем. Это потребовало создания более мощной и манёвренной техники. Новые погрузчики стали компактнее, оснащались узкими вилами и могли поднимать грузы на высоту до 15 м. Большая высота подъёма сделала их менее устойчивыми к опрокидыванию. Случайное падение коробок с большой высоты угрожало жизни операторов, из-за чего существенно возросли требования к безопасности. В конструкции погрузчиков стали использоваться кабины со стальными рамами, а мачты защищались решетчатыми экранами. Также появилась малогабаритные разновидности погрузчиков – штабелёры и ричтраки, которые со временем стали отдельными классами складской техники.

После Второй мировой войны Советский Союз и страны Восточной Европы занялись производством собственной складской техники. Многим соотечественники до сих пор помнят такие марки погрузчиков как «Львов» (УССР), «Балканкар» (Болгария), Desta (Чехословакия), V.T.A. Kraft (ГДР). Объёмы производства были впечатляющими: на пике спроса только на «Балканкар» выпускалось до 100 тысяч погрузчиков в год.

С 60-х по 90-е годы XX века

В 1960-х годах началось активное вторжение японской складской техники в Европу и Америку. Компании Nissan, Komatsu, Mitsubishi, TOYOTA, ТСМ предложили вилочные погрузчики неплохого качества по привлекательной цене, что позволило им завоевать значительную долю рынка.

Экспансия японской техники заставила европейцев и американцев вводить высокие ввозные пошлины, что привело к ответным мерам в виде создания японскими корпорациями собственных производств в США в 1970-х годах и в Европе в 1980-х годах.

В конце 1980-х годов на рынки Западной Европы и США добрались южнокорейские погрузчики Daewoo, Halla и Tong Hyung, которые составили достойную конкуренцию «японцам». В это период значительно ужесточились требования к безопасности складской техники: появились системы фиксации оператора в кресле, а также системы, защищающие погрузчики от опрокидывания.

Конец XX – начало XXI веков

В 1990-х годах и в начале XXI века активное производство погрузчиков начали китайские предприятия. Среди нескольких десятков брендов можно отметить Loinking (Longgong), Baoli, Dalian, Maximal, HELI и XCMG. Китайскими компаниями производятся как копии известных марок погрузчиков, так и модели собственной разработки, а их качество и ассортимент улучшаются с каждым годом.

В наше время значительно возросли требования к экологичности и энергоэффективности. Современные вилочные погрузчики оснащаются разными типами экономичных двигателей: от дизельных и электрических до работающих на сжиженном природном газе. В ближайшие годы начнут выпускаться погрузчики с водородными двигателями.

Спасибо! Ваш отзыв отправлен